Научиться большему: жить, ощущать, чувствовать

Родители считали, что для развития сына важен массаж и гимнастика, а время домашних рутин и обычных игр – это не реабилитация, а просто жизнь.
Тимур. 3 года.
Самостоятельно он может удерживать голову вертикально. Если ему немного фиксировать таз, то он может сидеть на боку. Кроме этого, у Тимура большие трудности со зрительным восприятием– ему очень трудно сфокусировать взгляд на лице взрослого или предмете. Также у Тимура трудности с самообслуживанием: он не может жевать твердую пищу и до сих пор пьет из бутылки.
Тимур совсем не участвует в том или ином перемещении. Родители считали, что для развития сына важен массаж и гимнастика, а время домашних рутин и обычных игр – это не реабилитация, а просто жизнь.


Мы доказали, что это не так. За время первой программы ранней помощи, рассчитанной на 3 месяца мы совместно с родителями научили Тимура сидеть самостоятельно на полу, пока в позе облегченных четверенек. Но для мамы это огромная радость: ее сын сам сидит на полу и смотрит мультики! Также он начал использовать обе руки для опоры тела, и теперь маме намного легче его перемещать, т.к. сын самостоятельно может себя удержать. Это ведь новые навыки, это важный результат? Безусловно, это очень важно.


После того как мама Тимура изменила свои взгляды на движение и обучение движению, они стали стараться выполнять все обычные приемы ухода и перемещения так, чтобы он мог использовать те немногие движения, на которые он способен в процессе повседневных дел.
Сейчас Тимуру маленький, но когда ему будет 15 лет, поднимать его станет намного труднее. Если мы сегодня не научим мальчика помогать при перемещении, то потом сделать это будет намного труднее – маленькое тело легче правильно расположить и правильно переместить.


Также мы учили Тимура фокусировать взгляд, смотреть на взрослого, когда к нему обращаются, на предмете, который он держит в руке. Это позволит мальчику изучать окружающий мир, даст ему возможность почувствовать его и исследовать. Ведь до сих пор он не мог этого сделать, т.к. его внимание зрительное восприятие было расфокусировано.


Тимур испытывал большие трудности с коммуникацией. Он не отзывался на имя, не тянул руки навстречу взрослому, никак не мог выражать согласие или отрицание. Подумайте, насколько каждому из нас по многу раз в день нужно что-то попросить, спросить, отказаться от чего-либо. Тимур ничего этого не мог.


После занятий со специалистом по коммуникации, после того, как мама смогла включить коммуникацию в обычную жизнь мальчика, он научился произносить слово «да» и мотать головой в знак отрицания. В ответ на свое имя он стал улыбаться и смотреть на собеседника. Стал понимать слово и жест «дай» и тянуть руки навстречу взрослому.
Программу на 3 месяца мы закончили. На данный момент приступили к разработке новой программы на следующие три месяца. Тимур еще большему сможет научиться, попробовать, потрогать и прожить.