Статьи в помощь родителям

Все статьи написаны сотрудниками центра ранней помощи "Уверенность" на основе собственного опыта. Написаны простым и доступным языком для родителей, у которых есть сомнения и вопросы по поводу развития собственного ребенка
Говорить - не значит общаться!
Салахова Наталья, специалист по коммуникации и ранней помощи, логопед-методист, тренер-преподаватель
Если ребенок не говорит в 2 года, это становится проблемой для всей семьи. Мама начинает судорожно бегать по врачам и логопедам, которые не могут помочь найти причину. «Ждать и верить в то, что сам заговорит - это только упускать время», - кричат все родственники сговорившись.
Речь - это не только зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), это еще и гены.
Если ребенок не говорит, но стремится всем своим телом и эмоциями общаться, значит вам к специалисту по коммуникации! Развивать эту самую коммуникацию, а за ней и говорение подтянется.
Необходимо отличать навыки коммуникации от речи. Потому что пока не сформированы навыки базовой коммуникации, ребенок не будет готов к говорению.
Речь, а именно продуцирование звуков речи, слов и предложений (иначе - «говорение») это лишь один из многочисленных способов коммуникации. Коммуникация – это общение, социальная деятельность, а для ребенка - это взаимодействии с родителями, сверстниками, ближайшим окружением. Для взаимодействия с окружающими ребенок может использовать не только речевые звуки, слова, предложения, но и другие средства, например, мимику, прикосновения, жесты тела и рук. Как раз и умение использовать другие способы и при этом успешно общаться и является коммуникацией. К примеру, новорожденный ребенок может «сообщить» маме, что наелся, отворачивая голову от груди, ребенок более старшего возраста может «попросить» любимую игрушку, дотронувшись кончиками пальцев до взрослого. В обоих вариантах ребенок обладает навыками коммуникации.
Иногда оценка навыков коммуникации и речи показывает, что у ребенок еще не готов к «говорению». У него не сформированы такие базовые коммуникативные навыки, как поддержание зрительного контакта со взрослым, ответная реакция на улыбку взрослого, его прикосновения и другие. Оценка коммуникативных навыков позволяет узнать, какие навыки наиболее актуальны для этого ребенка. Таким образом, оценка позволяет найти «фундамент» в строительстве коммуникации и речи.
Мы могли бы тратить много времени на строительство стен и крыши, но без фундамента это очень шаткая конструкция, в любое время готовая обвалиться.