Статьи в помощь родителям

Все статьи написаны сотрудниками центра ранней помощи "Уверенность" на основе собственного опыта. Написаны простым и доступным языком для родителей, у которых есть сомнения и вопросы по поводу развития собственного ребенка
Развитие головного мозга ребенка раннего возраста
Анастасия Генералова, эрготерапевт, междисциплинарный специалист по ранней помощи, тренер-преподаватель
На развитие ребенка в большей степени влияют сами родители и ближайшее окружение!
Достоверно доказано, что результат развития ребенка раннего возраста с функциональными нарушениями зависит от качества взаимодействия между родителем и ребенком, от ежедневного опыта, который обеспечивает ребенку его семья.
Ребенок рождается с различными возможностями. Возможность слышать, видеть, двигаться. Но ни одна эта возможность не разовьется в навык, если не будет ежедневных, ежеминутных повторений. Если родители не будут взаимодействовать и чувствовать своего ребенка.
Как часто бывает?
Ребенок родился с патологией, мама в депрессии, ей самой нужна помощь, папа в шоке и не готов нести ответственность. Но именно в это раннее время нужно активное взаимодействие родных и ребенка.

ВСЕ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ИЛИ В ПРИСУТСТВИИ РЕБЕНКА, ВСЕ, ЧТО РЕБЕНОК ВОСПРИНИМАЕТ, СОЗДАЕТ СВЯЗИ В ЕГО МОЗГЕ.
Новорожденный фиксирует в своем мозге информацию из окружающего мира. Каждое изображение, взаимодействие, отпечатывается в памяти пережитым опытом и остается как след в соединениях нейронов.
Эти соединения нейронов называются синапсами. Они начинают формироваться еще в утробе матери, затем их количество стремительно растет с момента рождения.

Например, зрение. Зрение новорожденного напоминает зрение человека с близорукостью. Он видит четко только мамино лицо или предметы на расстоянии 20 см. До 6 месяцев ребенок тренирует навык видеть дальше и четче, рассматривая игрушки, свет в комнате, свое спальное место и родных. Без этой тренировки синаптические связи в его мозге, отвечающие за зрение, не разовьются.

Мозг в первые пять лет жизни перепроизводит количество синапсов больше необходимого, они «вынуждены» соперничать друг с другом. Только самые «стойкие» и наиболее используемые синапсы имеют шанс выжить.
В результате после создания множества связей, те связи, которые использовались чаще всего укрепляются, и, наоборот, связи, которые использовались меньше всего слабеют и самоуничтожаются.
Т.Е. ОСТАЮТСЯ ТОЛЬКО ТЕ НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО. Важно помнить, что мозг не обязательно сохранит лучший опыт, а скорее тот, который был наиболее частым!

Если родители не развивали зрение, слух, память, внимание и т.д, то они и не разовьются. ЭТИ НАВЫКИ БУДУТ СЧИТАТЬСЯ МОЗГОМ КАК "НЕНУЖНЫЕ".
Наш выбор и наши привычки способны усилить одни связи в мозге ребенка и ослабить другие.
Очевидно, что нехватка информации в раннем возрасте не дает пищи для мозга и разрушительно влияет на развитие разума. На протяжении всего детства очень важно питать мозг ребенка, позитивно взаимодействуя с ним и позволяя ему исследовать мир.